globannd.gif (2906 bytes)

По-английскиДомой

ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННЫХ СЕТЕЙ ПО ОВОС
И ПРОГРАММЫ «ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И
ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ» МЕЖДУНАРОДНОГО
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА (МСоЭС)

1.Cоздание и поддержка деятельности общественных сетей по ОВОС региона Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1994-2004гг.
2.Общая информация о Программе МСоЭС «Общественность и оценки воздействия» («ОиОВ») в 1997-2004гг.
3.Резолюция Седьмой Конференции МСоЭС «Общественность и оценки воздействия» (Киев, Украина, 2000)
4. Общественность и Протокол ЕЭК ООН по стратегической экологической оценке (2000-2003)
5.Разработка Руководства ЕЭК ООН по участию общественности по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (2000-2004)
6.Обсуждение российской общественностью планов строительства объектов атомной промышленности в Финляндии (1998-1999)
7.Примеры участия общественности в трансграничной оценке воздействия на окружающую среду
8. Электронный бюллетень «Вести Программы «ОиОВ» МСоЭС» (2001-2004)
9.Как стать участником Программы МСоЭС «ОиОВ» и общественных сетей по ОВОС

1.Cоздание и поддержка деятельности общественных сетей по ОВОС региона Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1994-2004гг.

Вопросы участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) начали рассматриваться еще на Пятой конференции Социально-экологического Союза (СоЭС) в Нижнем Новгороде весной 1994 года. В это время Минприроды России подготовило проект первого российского документа по оценке воздействия на окружающую среду и попросило общественное объединение «Центр экологических проектов» (ЦЭП) провести его обсуждение с экологической общественностью. Одно из подобных обсуждений и было проведено на Пятой конференции СоЭС, где были даны предложения по совершенствованию документа и принято решение о создании Российской общественной сети по оценке воздействия на окружающую среду (РОС-ОВОС). 

Основной целью деятельности РОС-ОВОС в то время было ознакомление экологической общественности с правовыми аспектами и принципами современных международных и национальных процессов экологических оценок (Конвенция ЕЭК ООН об ОВОС в трансграничном контексте, европейские и американские принципы EIA (Environmental Impact Assessment), принципы ОВОС, применявшиеся в СССР и - позже - в странах СНГ), а также участие в разработке нормативных актов, позволяющих общественности участвовать в процессе принятия экологически значимых решений.

Всего в общественных слушаниях по проекту Положения по ОВОС, подготовленного Минприроды России в 1994 году, приняли участие более 200 представителей нескольких десятков организаций. Основные рекомендации и предложения по улучшению данного нормативного акта были нами направлены министру охраны окружающей среды и природных ресурсов России (вх. № Минприроды России 4572–16 от 25.05.94) и в дальнейшем опубликованы.

Мы считали, что следует обязательно расширить место и формы участия общественности в процедуре оценки воздействия, по крайней мере, до уровня, рекомендуемого Европейской Экономической Комиссией ООН, в соответствии с которым основными формами участия общественности являются:

-        неофициальные открытые заседания,

-        публичные слушания,

-        представление письменных замечаний по различным документам, касающимся окружающей среды,

-        а также различные сочетания этих трех форм.

Еще в 1994 году в наших рекомендациях подчеркивалось, что в соответствии с основными целями проведения оценки воздействия следовало бы нормативно предусмотреть участие общественности в этом процессе с самого его начала – с момента сообщения Инициатором деятельности органам государственной власти или местного самоуправления своих намерений или, в крайнем случае, – с момента положительного решения этих органов о продолжении подготовки документации по реализации предлагаемого замысла.

В противном случае не будет выполняться одна из основных функций оценки воздействия – выявление оснований для будущих конфликтов и принятие мер к их разрешению путем переговоров и учета мнения сторон на как можно более ранней стадии процесса принятия решений, что в конечном итоге экономит и время, и силы, и финансовые затраты участников этого процесса.

Минприроды России выразило благодарность за подготовку предложений по совершенствованию проекта документа (письмо Минприроды от 23.09.94 № 20–2–13/431) и сообщило, что они "были приняты во внимание и частично использованы при доработке Положения". Однако в окончательный текст Положения об ОВОС был внесен лишь раздел 5.1, устанавливающий участие общественности в процедуре оценки воздействия лишь в форме общественных слушаний, что, по нашему мнению, явно недостаточно.

Весной 1996 года по просьбе Минприроды России c помощью участников сети РОС-ОВОС был подготовлен проект "Руководства по обеспечению прав общественности на участие в подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и в проведении государственной экологической экспертизы" (опубликован в сборнике «Экотерра» № 4 (1997)). В проекте этого документа учитывались правовые нормы утвержденного незадолго до этого Федерального закона «Об экологической экспертизе». К сожалению, на федеральном уровне разработанный документ принят не был, хотя и использовался для разработки аналогичных положений субъектов Федерации.

В 1996-1997 годах были изданы и распространены среди участников РОС-ОВОС и других общественных и иных организаций четыре выпуска бюллетеня «Экотерра» по вопросам участия общественности в принятии экологически значимых решений:

1.      Участие общественности в принятии экологически значимых решений в России.

2.      Европейские международные организации об участии общественности в принятии экологически значимых решений.

3.      Оценка воздействия на среду обитания как один из основных механизмов реализации экологических прав общественности.

4.      Некоторые предложения по обеспечению участия общественности в принятии экологически значимых решений в России.

К 1997 году в РОС-ОВОС уже были организации не только из России и на собрании секции «Общественные оценки экологического воздействия» Шестой Конференции СоЭС в Темиртау осенью 1997 представители Армении, Казахстана и России решили создать на базе РОС-ОВОС Международную (в основном для стран СНГ) общественную сеть по ОВОС (International Public Network for Environmental Impact Assessment - IPNEIA). Было решено также рекомендовать Конференции СоЭС отметить важность методов оценки воздействия на окружающую среду и разработать программу СоЭС «Общественные оценки экологического воздействия». Такое решение было Конференцией принято.

На начальной стадии деятельности общественных сетей по ОВОС (РОС-ОВОС и IPNEIA) и деятельности Программы МСоЭС «Общественность и оценки воздействия» их информационная и организационная поддержка осуществлялась общественным объединением «Центр экологических проектов» (ЦЭП), созданным в созданным в 1988 году при участии Советского Комитета Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), Научного Совета по проблемам биосферы при Президиуме Академии Наук СССР и других юридических и физических лиц. В дальнейшем ЦЭП для развития деятельности в области ОВОС и поддержки общественных сетей в этой области создал Агентство экологических оценок «ЭКОТЕРРА», имеющее статус некоммерческой организации.  В настоящее время именно Агентство «ЭКОТЕРРА» осуществляет информационную и организационную поддержку деятельности Программы «ОиОВ» и общественных сетей по ОВОС, в частности, выпускает электронный бюллетень «Вести Программы МСоЭС «ОиОВ» и общественных сетей по ОВОС РОС-ОВОС/IPNEIA (см. пункт 8 настоящей информации).

2.Общая информация о Программе МСоЭС «Общественность и оценки воздействия» («ОиОВ») в 1997-2004гг.

Решение о необходимости создания программы СоЭС, называемой сначала «Общественные оценки экологического воздействия», было принято на Шестой Конференции СоЭС (Темиртау, Казахстан, 1997). Современное название программы «Общественность и оценки воздействия» было принято на Седьмой Конференции Социально-экологического Союза (Киев, Украина, 2000), который стал тогда называться уже Международным СоЭС (МСоЭС). О деятельности МСоЭС см. сайт www.seu.ru.

Сразу после Шестой Конференции СоЭС по просьбе Госкомэкологии России было проведено обсуждение проекта российского документа по проведению ОВОС. Результаты обсуждения были опубликованы от имени Программы «ОиОВ» СоЭС и РОС-ОВОС в журнале «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду« (1998, № 2). Участники Программы «ОиОВ» МСоЭС и сетей ОВОС/IPNEIA участвовали и в последней стадии разработки последнего российского Положения, регламентирующего проведение ОВОС. В результате, в соответствии с этим документом, утвержденным приказом Госкомэкологии России  от 16.05.2000 г.  №  372, типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой  хозяйственной и иной деятельности на  окружающую среду в инвестиционном проектировании должно содержать:

"12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:

12.1 Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

12.2 Список участников  общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли  организации), а также - адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.

            12.3 Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы)  проведения общественных слушаний (если таковые проводились).

12.4 Все высказанные в процессе проведения общественных  обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе  по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.

12.5 Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

12.6 Сводка замечаний и предложений общественности с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа.

12.7 Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду".

С мая 2001г. выпускается электронный бюллетень «Вести Программы МСоЭС «ОиОВ» (см. пункт 8 данной информации), распространяемый через рассылку МСоЭС и РОС-ОВОС/IPNEIA. Предпринимались попытки (последняя  - «Вести Программы «ОиОВ»  МСоЭС от 02 февраля 2003г.) создания баз данных  по экспертам, законодательству и проектам нормативных актов по различным аспектам оценки воздействия на окружающую среду, которые, к сожалению, не были поддержаны членами МСоЭС.

По запросам членов МСоЭС им направляются правовые акты и материалы,  информация о которых помещалась в выпусках бюллетеня, а также иные материалы, имеющиеся в распоряжении координатора программы. Всего было отправлено несколько десятков ответов на запросы, полученные из Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана.

Члены МСоЭС информируются о возможности участия в международных мероприятиях, в частности, в Водной инициативе ЕС для стран региона («Вести Программы «ОиОВ» МСоЭС от 7 марта и от 24 апреля 2003г.) Полученные от членов МСоЭС заявки на финансирование водных проектов были переведены на английский язык и направлены в секретариат Водной инициативы ЕС.

3.Резолюция Седьмой Конференции МСоЭС «Общественность и оценки воздействия» (Киев, Украина, 22-24 августа 2000 г.)*

           «1.Конференция отмечает, что оценка воздействия на окружающую среду, предусматривающая:

-         рассмотрение разумных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой деятельности (включая «нулевой вариант» – отказ от деятельности),

-         оценку экологических, экономических, социальных и иных последствий рассматриваемых вариантов достижения цели намечаемой деятельности и принятие окончательного решения на основании сравнительного анализа этих последствий,

-         участия общественности во всех этапах проведения оценки воздействия, начиная с самой ранней стадии этой процедуры,

является одним из наиболее эффективных и обоснованных с правовой точки зрения механизмов участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений.

           2.Конференция призывает общественность и правительства стран, не являющихся Сторонами Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принять меры для скорейшего присоединения к Конвенции, а также – руководствоваться положениями Конвенции до присоединения к ней.

           3.Конференция одобряет проект Руководящих принципов участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подготовленный для ЕЭК ООН в соответствии с решением Первого Совещания Сторон Конвенции в Осло (май 1998г.) неправительственной организацией – Агентством «ЭКОТЕРРА» с учетом предложений группы международных экспертов из 17 стран, включая экспертов из 13 стран с экономикой переходного периода и представителей НПО Азербайджана, Армении, Грузии, России, Туркменистана и Украины, а также ряда международных неправительственных организаций, включая Международный Социально-экологический Союз. Конференция рекомендует членам МСоЭС использовать данный документ в проектах, имеющих трансграничное воздействие. . .

           4.Конференция отмечает, что стратегическая экологическая оценка, представляющая собой применение принципов оценки воздействия на окружающую среду к планам и программам развития деятельности, может стать эффективным механизмом подготовки и принятия экологически значимых решений в интересах ныне живущих и будущих поколений людей и охраны окружающей среды.

            В частности, при проведении стратегической экологической оценки развития энергетики необходимо рассматривать все приемлемые виды и способы энергообеспечения, включая альтернативную энергетику и энергосбережение. При этом необходимо делать оценку и сравнительный анализ экологических, экономических, социальных и иных последствий различных видов и способов энергообеспечения, включая полный цикл функционирования энергообъектов. Для объектов атомной энергетики это означает, в частности, необходимость оценки стоимости и последствий вывода АЭС из эксплуатации, доведения территории ее размещения до уровня «зеленой лужайки» и решения проблемы отработанного ядерного топлива.

           5.Конференция призывает общественность и правительства способствовать проведению стратегической экологической оценки национальных и региональных программ развития, особенно регионов с критической экологической обстановкой, в первую очередь в бассейнах Каспийского, Аральского, Черного и Азовского морей.

При этом в нефте- и газоносных регионах следует рассматривать экологические, экономические, социальные и иные последствия не только добычи и транспорта углеводородов (имеющих временные пределы), но и развития рыболовства, туризма, рекреации и иных видов деятельности, которые могут развиваться в долгосрочной перспективе в интересах повышения качества жизни народов и охраны окружающей среды.

6.Основными направлениями деятельности по Программе МСоЭС «Общественность и оценки воздействия» в дальнейшем следует считать:

-         создание баз данных  по экспертам, законодательству и проектам нормативных актов по различным аспектам оценки воздействия на окружающую среду,

-         системы подготовки и переподготовки кадров,

-         системы раннего оповещения общественности о намечаемых проектах, имеющих трансграничное воздействие,

-         систему привлечения внешних экспертов.

7. Конференция, в целях повышения авторитета МСоЭС, поручает ЦКИ МСоЭС разработать систему финансирования Программ МСоЭС и создать комплексную базу данных  по экспертам различного профиля, а также обращается ко всем тем, кто может помочь в решении данных проблем.

Сопредседатель МCоЭС                                                             С.Забелин»     

4. Общественность и Протокол ЕЭК ООН по стратегической экологической оценке (2000-2003)

 Резолюция МСоЭС «Общественность и оценки воздействия», принятая на Киевской конференции МСоЭС в августе 2000г., представлялась на заседаниях Рабочей группы по ОВОС Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) осенью 2000г. при подготовке ко Второму совещанию Сторон Конвенции ЕЭК ООН по ОВОС в трансграничном контексте. На данном Втором Совещании Сторон Конвенции ЕЭК ООН об ОВОС в трансграничном контексте, которое проходило в Софии 26-27 февраля 2001 года, было принято решение о подготовке юридически обязательного документа в форме Протокола по стратегической экологической оценке (СЭО) к Конвенции.

На заседаниях Специальной рабочей группы ЕЭК ООН по разработке Протокола по СЭО в 2001-2003гг. неоднократно обращалось внимание на положения киевской резолюция МСоЭС «Общественность и оценки воздействия», касающиеся СЭО. Информация о ходе разработки Протокола по СЭО давалась в шести выпусках электронного бюллетеня «Вести Программы МСоЭС «ОиОВ». В окончательный вариант Протокола по СЭО (http://www.unece.org/env/eia/documents/protocolrussian.pdf), принятый на министерской конференции в Киеве (2003), вошли некоторые положения киевской резолюция МСоЭС и предложения, высказанные от имени МСоЭС и общественных сетей РОС-ОВОС/IPNEIA и Агентства «Экотерра» во время восьми встреч Специальной рабочей группы ЕЭК ООН по разработке Протокола по СЭО в 2001-2003гг.

В Преамбуле Протокола по СЭО подчеркивалась «важность обеспечения участия общественности в процессе стратегической экологической оценки». Одной из целью Протокола декларируется обеспечение участия общественности в стратегической экологической оценке (Статья 1 пункт d).

В Протоколе по СЭО была разработана специальная статья, посвященная участию общественности (Статья 8), в соответствии с которой:

«1.       Каждая Сторона обеспечивает заблаговременные, своевременные и эффективные возможности для участия общественности в стратегической экологической оценке планов и программ, когда еще возможен выбор любого из вариантов.

2.         Каждая Сторона, используя электронные средства информации или иные соответствующие средства, обеспечивает своевременное доведение до сведения общественности проекта плана или программы и экологического доклада.

3.         Каждая Сторона обеспечивает выявление круга заинтересованной общественности, включая соответствующие неправительственные организации, для целей пунктов 1 и 4.

4.         Каждая Сторона обеспечивает, чтобы общественность, упомянутая в пункте 3, имела возможность выразить в разумные сроки свое мнение по проекту плана или программы и экологическому докладу.

5.         Каждая Сторона обеспечивает определение и обнародование конкретных мер по информированию заинтересованной общественности и получению ее мнения.  С этой целью каждая Сторона обеспечивает в соответствующей мере учет элементов, перечисленных в приложении V». 

5.Разработка Руководства ЕЭК ООН по участию общественности по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (2000-2004)

На Первом совещании Сторон Конвенции по ОВОС в трансграничном контексте (Осло, 18-20 мая 1998 г.), было решено, что рабочий план по реализации Конвенции на 1998-2000 годы должен включать в себя работы по участию общественности (в оценке воздействия на окружающую среду) в трансграничном контексте.

            Первая версия документа (называемого тогда Руководящими принципами) была разработана от имени Российской Федерацией (в качестве страны, возглавляющей деятельность по данному направлению, при финансовой поддержке Италии) российскими неправительственными организациями (сначала это был Центр экологических проектов (ЦЭП), потом - Агентство «ЭКОТЕРРА» при поддержке Секретариата Конвенции по ОВОС и международной группы экспертов из Армении, Азербайджана, Болгарии, Германии, Грузии, Италии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Российской Федерации, Словацкой Республики, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Туркменистана, Украины, Финляндии, Эстонии, бывшей Югославской Республики Македонии, Европейского Банка Реконструкции и Развития, Европейской Комиссии.

В эту группу международных экспертов входили представители неправительственных организаций Азербайджана, Армении, Грузии, России, США, Туркменистана и Украины, представлявшие Международный Социально-экологический Союз (МСоЭС), Международную общественную сеть по ОВОС (IPNEIA), Глобал Энвайронмент и Европейский ЭКО-Форум. Большая часть этих экспертов, включая многих представителей НПО, приняла участие в международном семинаре в Москве (18-20 июня  2000г.), где эта версия руководства был обсуждена, доработана и в целом одобрена.

Первая версия руководства  была поддержана международными экологическими неправительственными организациями: Международным Социально-экологическим Союзом (пункт 3 резолюции 7-ой Конференции МСоЭС от 24 августа 2000г.) и Европейским ЭКО-Форумом (пункт С.2 пленарного документа Конференции ЭКО-Форума от 16 сентября 2000г.). Данная версию руководства, подробности его разработки, включая состав участников, есть на данном сайте Агентства «ЭКОТЕРРА».

Второе совещание Сторон Конвенции (София, 26-27 февраля 2001г.) с удовлетворением отметило результаты работы, проведенной Российской Федерацией по подготовке проекта руководства. Это совещание рекомендовало Сторонам продолжить разработку этого руководства, в частности, на основе примеров (case studies) и представить предложения для рассмотрения на третьем совещании Сторон. Российская Федерация определила Агентство экологических оценок «ЭКОТЕРРА» для координации практической деятельности по данному направлению. Информация о ходе разработки Руководства неоднократно давалась в выпусках электронного бюллетеня «Вести Программы МСоЭС «ОиОВ».

Ряд описаний примеров участия общественности в трансграничной ОВОС (Азербайджан - Грузия, Болгария - Румыния, Венгрия - Хорватия, Италия - Хорватия, Кыргызстан - Казахстан, Финляндия - Россия, Финляндия - Швеция (2 примера), Франция -Великобритания, Эстония - Финляндия) были получены от экспертов 13 стран (см. раздел, связанный с разработкой руководства нашего сайта.

Окончательный вариант руководства был одобрен на 7-ом совещания Рабочей группы ЕЭК ООН по ОВОС (Женева, январь 2004г.) и принят Третьим совещанием Сторон Конвенции (Цавтат, июнь 2004, решение III/8). Этот вариант руководства можно найти на сайте данной Конвенции ЕЭК ООН ( http://www.unece.org/env/eia/privet.html) или на этом сайте Агентства «ЭКОТЕРРА».

 

6.Обсуждение российской общественностью планов строительства объектов атомной промышленности в Финляндии (1998-1999)

Осенью 1998 г. до нас дошла информация о том, что Финляндия планирует построить атомную станцию «Ловииса-3» в 12 км от центра города Ловииса на острове Хестхольмен по южную сторону от существующих АЭС. Расстояние от Выборга – около 150 км, от Санкт-Петербурга – около 250 км, от Таллина – около 150 км. Планируемая мощность: 1000-1700 МВт. Узнав об этом, мы информировали Госкомэкологию России о том, что считаем необходимым провести общественное обсуждение данного проекта российской общественностью, поскольку:

-        намечаемая деятельность подпадает под действие Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (текст Конвенции см. на сайте ЕЭК ООН: www.unece.org/env/eia);

-        в соответствии с данной Конвенцией наша общественность должна иметь столько же прав сколько и финская на информацию о проекте и возможности его обсуждения и высказывания о нем своего мнения;

-        необходимо начать практическую разработку механизма участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в рамках  Конвенции.

С нашим предложением в Госкомэкологии России согласились, и попросили нас такое обсуждение провести. Всего в 1999г. было проведено три подобных обсуждения. При первом обсуждении российские экологические организации высказывали свое мнение о программе проведения ОВОС финской АЭС «Ловииса-3»; при втором осуждались результаты отчета по ОВОС хранилища окончательного захоронения отработанного ядерного топлива, подготовленного финской фирмой «ПОСИВА»; третье обсуждение опять было связано с АЭС «Ловииса-3», но на этот раз рассматривалась не программа проведения ОВОС, а результаты, полученные при проведении ОВОС в соответствии с обсужденной ранее программой.

Во всех трех случаях был реализован один и тот же алгоритм действий:

a)      НПО которому Госкомэкология России предложила организовать участие общественности в процедуре ОВОС (по первому проекту это был Центр экологических проектов (ЦЭП), по второму и третьему проектам – Агентство «ЭКОТЕРРА»), информировали местные и национальные НПО о возможности принять участие в этой процедуре. Информация распространялась по электронной рассылке МСоЭС, общественной сети по ОВОС и другим электронным сетям НПО.

b)      Заинтересовавшиеся НПО информировали ЦЭП/ЭКОТЕРРУ о своём интересе. Таким образом было определено необходимое количество копий документов на русском языке.

c)      ЦЭП/ЭКОТЕРРА информировали Сторону происхождения (Финляндию - через Госкомэкологию России) о необходимом количестве экземпляров резюме материалов по ОВОС, которые необходимы для организации общественного обсуждения в России.

d)      Запрошенное количество экземпляров резюме материалов по ОВОС было получено ЦЭП/ЭКОТЕРРОЙ и направлены заинтересованным НПО.

e)      Комментарии и замечания НПО были получены ЦЭП/ЭКОТЕРРОЙ и представлены властям затрагиваемой Стороны (Госкомэкологии России) вместе с обобщением замечаний и комментариев общественности.

f)        По нашему запросу от инициатора деятельности были получены несколько копий полного отчета по ОВОС на английском языке.

g)      Обобщение комментариев и замечаний НПО было представлено ЦЭП/ЭКОТЕРРОЙ официальным органам Стороны происхождения (Министерству окружающей среды Финляндии).

h)      Результаты общественного обсуждения учитывались компетентным органом затрагиваемой Стороны (Госкомэкологией России) при переговорах со Стороной происхождения (Министерством окружающей среды Финляндии).

О ходе обсуждений экологических аспектов планов строительства финских ядерных объектов с общественностью России и их основных результатах могут дать представление нижеприведенные письма координатора программы МСоЭС и общественных сетей по ОВОС в адрес Госкомэкологии России.

А. По программе проведения ОВОС (проект «Ловииса-3») - письмо ЦЭП 14.01.99 № 102-52 на письмо Госкомэкологии № 02-08/35-173 от 28.12.98:

«…Мы благодарны Госкомэкологии России за поддержку нашего предложения о необходимости участия общественности России в процедуре оценки воздействия на окружающую среду предполагаемого строительства  финской атомной станции “Ловииса-3” и за предоставленную первичную информацию по этому проекту.

            Данная информация была распространена среди организаций, участников Российской общественной сети по оценке воздействия на окружающую среду (РОС-ОВОС) и членов Социально-экологического Союза (СоЭС), в частности, участников Программы СоЭС “Общественные оценки экологического воздействия”.

            О целесообразности участия российской общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации вышеуказанной АЭС и своей готовности в той или иной степени участвовать в данной процедуре, помимо Центра экологических проектов и координатора РОС-ОВОС и Программы СоЭС “Общественные оценки экологического воздействия”, высказались представители таких организаций и средств массовой информации как:

-      Антиядерной кампании СоЭС и международная общественная группа “Экозащита” (В.Сливяк);

-      Ассоциация  зеленых Карелии (Д.Рыбаков);

-      Газета “Выборгские вести” (К.Шолмов);

-      Комиссия по охране природы Русского географического общества (г. Санкт-   Петербург, А.Алимов);

-      Неправительственное региональное экологическое движение “Зеленый Дон” (В.Лагутов);

-      Общественная благотворительная экологическая организация “Зеленый мир” (О.Бодров, А.Сутягин);

-      Отдел природопользования и экологической безопасности города Сосновый Бор Ленинградской области (Н.Малеванная);

-      Санкт-Петербургская газета “Смена” (Л.Зернова);

-      Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей (А.Карпов);

-      Ядерная компания Гринпис России (И.Форофонтов).

            Учитывая вышеизложенное, просим направить финской стороне информацию о намерении российской общественности принять участие в процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта “Ловииса-3” в соответствии с положениями Конвенции ЕЭК ООН и готовности общественности Северо-западного региона России участвовать в проведении общественных слушаний в г. Санкт-Петербурге в соответствии с российской национальной процедурой ОВОС.

            В письме Госкомэкологии России финской стороне считаем необходимым обратить ее внимание на целесообразность участия представителей общественности Северо-запада России (городов Выборг, Санкт-Петербург, Сосновый Бор, других городов и населенных пунктов Ленинградской области и Республики Карелия) в мероприятиях, проводимых для финской общественности разработчиками проекта АЭС “Ловиса-3” в рамках процедуры оценки воздействия данного проекта на окружающую среду (что предусмотрено пунктом 6 статьи 2 вышеуказанной Конвенции ЕЭК ООН).

            Считаем целесообразным предложить финской стороне при проведении работ по оценке воздействия обсуждаемого проекта на окружающую среду следующее:

1.    Целью планируемой деятельности считать не строительство АЭС “Ловииса-3”, а обеспечение текущих и перспективных потребностей региона в электроэнергии (пункт ‘а)’ Добавления II к Конвенции);

2.    В соответствии с предыдущим пунктом в качестве ‘разумных альтернатив’ (пункт ‘б)’ Добавления II к Конвенции рассматривать не только строительство тех или иных электростанций, а – в качестве основной альтернативы – энергосбережение; при этом доказать, что строительство и эксплуатация АЭС (включая потенциальный ущерб от возможных аварий и будущие реальные расходы на утилизацию отработанного ядерного топлива и вывод станции из эксплуатации) будет более выгоден, чем проведение работ по энергосбережению;

3.    При описании элементов окружающей среды, которые могут быть затронуты планируемой деятельностью или ее альтернативными вариантами (пункт ‘с)’ Добавления II к Конвенции), провести анализ данных о состоянии окружающей среды (атмосфера, гидросфера, почва, литосфера, биогеоценозы) и социально-экономических параметрах региона до строительства блоков АЭС “Ловииса-1” и “Ловииса-2”, во время строительства и в различные периоды времени после его окончания;

4.    При описании возможных видов воздействия на окружающую среду планируемой деятельности или ее альтернативными вариантами (пункт ‘d)’ Добавления II к Конвенции) провести анализ данных об авариях и нештатных ситуациях на блоках АЭС “Ловииса-1” и “Ловииса-2” с момента их ввода в эксплуатацию, включая даты,  масштабы, последствия, сроки и стоимость ликвидаций последствий этих событий (если они имели место), а также оценить вероятность,  масштаб и последствия потенциальных аварий и нештатных ситуаций на планируемой  АЭС “Ловииса-3”;

5.    Представить российской общественности документацию об оценке воздействия на окружающую среду, подготовленную в соответствии с Добавлением II к Конвенции ЕЭК ООН,  включая информацию, описанную в предыдущих пунктах 1-4 и отмеченную в пунктах ‘a’ - ‘d’ Добавления II к Конвенции.

            Некоторые дополнительные предложения общественных организаций (А.Карпов, В.Лагутов, А.Сутягин, И.Форофонтов) прилагаются, а также могут быть представлены в дальнейшем при поступлении более подробных сведений о проекте от финской стороны.

            Просим также выразить благодарность финской стороне за предоставление информации о проекте “Ловииса-3” в рамках положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Стороной которой Россия еще не является».

Б. По результатам отчета по ОВОС хранилища окончательного захоронения отработанного ядерного топлива (проект «ПОСИВА»)- письмо «ЭКОТЕРРЫ» от 17. 09. 99 № 103-166 на письмо Госкомэкологии № 13-1-30/864 от 29.06.99:

«…Мы благодарны Госкомэкологии России за содействия в деятельности по обеспечению российской общественности информации по проектам, имеющим трансграничное воздействия, в рамках соответствующей Конвенции ЕЭК ООН. При содействии Госкомэкологии России от представителей фирмы “ПОСИВА” (Финляндия) были получены брошюры “Краткое изложение отчета об оценке экологического воздействия хранилища окончательного захоронения отработанного ядерного топлива”.

            Информация о возможности получить данные брошюры для их обсуждения была распространена среди участников Российской общественной сети по оценке воздействия на окружающую среду (РОС-ОВОС) и членов Социально-экологического Союза (СоЭС), в частности, участников Программы СоЭС “Общественные оценки экологического воздействия”. Всем тем, кто выразил заинтересованность в получении информации по проекту “ПОСИВА”, эта информация была выслана по почте.

            О целесообразности участия российской общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации объектов ядерной промышленности Финляндии (включая вышеуказанное хранилище ядерного топлива (проект “ПОСИВА”) и планируемую финскую АЭС Ловииса-3”) и о своей готовности в той или иной степени участвовать в процессе обсуждения российской общественностью данных проектов, помимо Центра экологических проектов и координатора РОС-ОВОС и Программы СоЭС “Общественные оценки экологического воздействия”, высказались представители таких организаций и средств массовой информации как:

-      Антиядерной кампании СоЭС и международная общественная группа “Экозащита” (Москва/Калининград - В.Сливяк);

-        Архангельское общественное объединение “Экология Севера” (Архангельск, С.Федоров)

-    Ассоциация  зеленых Карелии (Петрозаводск - Д.Рыбаков);

-      Выборгская газета “Выборгские вести” (Выборг - К.Шолмов);

-      Комиссия по охране природы Русского географического общества (Санкт-Петербург, А.Алимов);

-      Молодежная организация Института “Атомэнергопроект” (Санкт-Петербург, Д.Колчинский);

-      Неправительственное региональное экологическое движение “Зеленый Дон” (В.Лагутов);

-      Общественная благотворительная экологическая организация “Зеленый мир” (О.Бодров, А.Сутягин);

-      Отдел природопользования и экологической безопасности города Сосновый Бор Ленинградской области (Сосновый Бор - Н.Малеванная);

-      Санкт-Петербургская газета “Смена” (Санкт- Петербург, Л.Зернова);

-      Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей (А.Карпов);

-      Экологический центр КГТУ (Калиниград, С.Кондратенко)

-      Центр экологической политики России (А.Яблоков)

-      Ядерная компания Гринпис России (И.Форофонтов).

            В письме Госкомэкологи России финской стороне считаем необходимым обратить ее внимание на целесообразность участия представителей общественности Северо-запада России в мероприятиях, проводимых для финской общественности разработчиками проекта “ПОСИВА” и проекта АЭС “Ловиса-3” в рамках процедуры оценки воздействия данного проекта на окружающую среду (что предусмотрено пунктом 6 статьи 2 вышеуказанной Конвенции ЕЭК ООН).

            По отзывам ряда представителей российской общественности, судя по представленной информации, проект “ПОСИВА” не противоречит экологическим требованиям (Д.Колчинский, С.Кондратенко, А.Яблоков и др.), хотя представленные технические решения не являются идеальными, каковых для ОЯТ не существует в принципе, что является одной из причин возражения зеленых против атомной энергетики (А.Яблоков). Отмечалось принятие во внимание разработчиками проекта “ПОСИВА” шведского опыта, где подобное хранилище уже построено вблизи Кальмара, но пока не эксплуатируется и куда проводятся экскурсии для широкой публики (С.Кондратенко). При рассмотрении технических решений отмечалось отсутствие детальной информации о строении капсулы, при этом толщина стенок, по мнению А.Яблокова, должна быть не менее 25-35 см.

            Следует также отметить, что при обсуждении проекта “ПОСИВА” многие участники высказывали опасения по поводу экологических аспектов планов строительства АЭС “Ловииса-3” и выражали желание получить дополнительную информацию по этому проекту (например, Л.Зернова, Н.Малеванная, В.Сливяк и др.). В связи с этим представляет большой интерес предоставление российской общественности дальнейших материалов по экологическим аспектам проекта “Ловииса-3”, программа подготовки которых российской общественностью уже обсуждалась в начале этого года.

            Просим также выразить благодарность финской стороне за предоставление российской общественности информации о проектах, имеющих трансграничное воздействие в рамках положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте».

В. По результатам проведения ОВОС (проект «Ловииса-3») - письмо «ЭКОТЕРРЫ» от 10.11.99 № 102-211 на письмо Госкомэкологии  № 13-1/35-1492 от 25.10.99:

            «…В соответствии с Вашим письмом № 13-1/35-1492 от 25 октября 1999 об участии в обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду финской АЭС “Ловииса-3”, а также в соответствии с письмом Госкомэкологии России № 02-13/26-51 от 17 мая 1999 года, определившим нашу организацию в качестве головной по привлечению российской общественности к процедуре оценки воздействия на окружающую среду, включая трансграничный контекст, направляем Вам основные результаты этого обсуждения.

 Информирование представителей российской общественности. Информация о возможности получить для обсуждения “Аннотацию доклада по оценке воздействия на окружающую среду проекта АЭС “Ловииса-3” (август 1999)”, подготовленную финской фирмой “Fortum”, была распространена по сети электронной почты Социально-экологического Союза (СоЭС) и Российской общественной сети по оценки воздействия на окружающую среду (РОС-ОВОС). Брошюры с вышеуказанной Аннотацией были высланы по почте всем представителям общественности, выразившим заинтересованность в обсуждении доклада, а также участникам предшествующего обсуждения представителями российской общественности материалов проекта “Ловииса-3”. В некоторые адреса (Ассоциация “Экология Севера”, Центр экологической политики России, Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей, Социально-экологический Союз,  Калининградский “Экофорум”) было выслано по несколько экземпляров брошюры.

В список рассылки  материалов по проекту “Ловииса-3” были включены представители следующих организаций и структур (по алфавиту):          

Антиядерная кампания СоЭС, Ассоциация зеленых Карелии, Ассоциация “Экология Севера”, газета “Выборгские вести”, газета “Смена”, Калининградское общественное объединение  “Экофорум”, Карельское отделение ВООП, Комиссия по охране природы Русского географического общества, международная общественная группа “Экозащита”, агентство “Экотерра”, Мурманский морской биологический институт, неправительственное региональное экологическое движение “Зеленый Дон”, общественная благотворительная экологическая организация “Зеленый мир” (ЗМ), отдел природопользования и экологической безопасности города Сосновый Бор (ОПЭБ-СБ), программа Социально-экологического Союза “Общественные оценки экологического воздействия” (СоЭС-ОЭВ), Российская общественная сеть по оценки воздействия на окружающую среду (РОС-ОВОС),  Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей, Социально-экологический Союз (СоЭС), Союз “За химическую безопасность”, Центр экологической политики России (ЦЭПР), Центр экологических проектов (ЦЭП), Центр “Эко-Согласие”, Экофонд “Ртутная опасность”, Ядерная компания Гринпис России.

Основные результаты обсуждения. Следует отметить, что подавляющее большинство участников  поддержало идею обсуждения общественностью трансграничных аспектов проектов, намечаемых к реализации в сопредельных государствах. За время обсуждения программы проведения работ по оценке воздействия на окружающую среду проекта “Ловииса-3” (зима 1999г.) и основных результатов этих работ (осень 1999г.) лишь однажды было высказано мнение, что сначала необходимо разобраться с собственными АЭС.

По представленным результатам были сделаны следующие замечания:

1.Неполное рассмотрение альтернатив намечаемой деятельности (ЗМ, ЦЭПР, Экотерра, СоЭС-ОЭВ, РОС-ОВОС).

При обсуждении представителями российской общественности зимой 1998-99 гг. плана “Программы для составления оценки влияний на окружающую среду” (авторский вариант названия) было высказано предложение в качестве ‘разумных альтернатив’ (пункт ‘б)’ Добавления II к Конвенции рассматривать не только строительство тех или иных электростанций, а – в качестве основной альтернативы – энергосбережение; при этом доказать, что строительство и эксплуатация АЭС (включая потенциальный ущерб от возможных аварий и будущие реальные расходы на утилизацию отработанного ядерного топлива и вывод станции из эксплуатации) будет более выгоден, чем проведение работ по энергосбережению.

            В обсуждаемой “Аннотации доклада по оценке воздействия на окружающую среду Проекта АЭС “Ловииса-3” (август 1999)” в качестве нулевого варианта анализируется ситуация, при которой вместо строительства  АЭС приобретается электроэнергия за счет строительства новых энергоустановок на каменном угле или природном газе или за счет приобретения электроэнергии от  других отечественных или зарубежных производителей. При этом указывается, что “энергосбережение, а также альтернативы производства электроэнергии, базирующиеся на дополнительном строительстве гидроэнергетических установок, использовании биоэнергии, а также ветровой и солнечной энергии вынесены за пределы анализа, так как они не представляют реальную альтернативу для АЭС Ловииса-3” (стр. 3 Аннотации).

По поводу подобной трактовки данного вопроса считаем необходимым отметить следующее:

1.1.Можно понять, что функцией компании “Fortum” является проектирование и строительство именно атомных станций, а не энергоустановок, использующих природный газ или каменный уголь, а также не деятельность в области энергосбережения и развития и использования альтернативной энергетики. Подобные вопросы, насколько нам известно, находятся в ведении Министерства торговли и промышленности Финляндии, а не компании.

1.2.Нам представляется, что именно указанные в 1.1 причины и следовало бы указать в Докладе в качестве объяснения того факта, что энергосбережение и альтернативные источники энергии не рассматриваются. Если же говорится, о том, что “энергосбережение, а также альтернативы производства электроэнергии …  не представляет реальную альтернативу для АЭС Ловииса-3”, то следовало бы подтвердить это далеко не очевидное утверждение расчетами и цифрами. Так, по данным ЦЭПР, значительное количество энергии Финляндия могла бы получать от поплавковых станций.

1.3.По нашему мнению вариант, который в Докладе рассматривается в качестве нулевого (АЭС не строится, а электроэнергия закупается из иных источников), является не нулевым, а совокупностью альтернатив, определяющихся видом этих иных источников. Канонический альтернативный вариант (отсутствие реализации проекта) проводит к дефициту электроэнергии и поэтому не может быть принят.

2.Недостаточный учет экологических и экономических факторов при снятии АЭС с эксплуатации.

В Аннотации указано (стр. 10), что для новой АЭС план снятия ее с эксплуатации БУДЕТ составлен. Отсюда следует, что в настоящее время его нет. Нам не известно, насколько это соответствует финскому законодательству, но вероятно было целесообразно дать хотя бы приближенную оценку не только экологических, но и экономических аспектов снятия станции с эксплуатации. Например, указать, закладываются ли расходы на снятие станции с эксплуатации в стоимость производимой электроэнергии, и сколько они составляют (в процентах или долях процентов) от планируемой стоимости продаваемой электроэнергии (Экотерра, СоЭС-ОЭВ).

3.Неясность с экологическим страхованием (РОС-ОВОС, ЗМ).

Из Аннотации Доклада не ясно, каким образом осуществляется страхование возможного ущерба здоровью людей и окружающей среде в случае возможной аварии на АЭС, а также происходит ликвидация последствий аварий.

4.Недостаточность оценки экологического воздействия аварийных ситуаций (ЗМ, ЦЭПР, Экотерра).

Хотелось бы более подробного изложения возможного влияния на окружающую среду и здоровья людей аварийных ситуаций, а также определения размеров зоны возможного влияния для запроектных аварий с расплавлением активной зоны. Такой прогноз для Кольской АЭС, например, показал что в случае подобной аварии может пострадать Стокгольм (данные ЦЭПР). В связи с этим единственная численная оценка зоны влияния (возможные временные ограничения на использование молока, произведенного на расстоянии до 100 км от АЭС при возможной аварии), которая дана в разделе “Ядерная безопасность и воздействия аварийных ситуаций на окружающую среду” представляются излишне оптимистичной.

По мнению ЦЭПР недостаточно внимания уделено глобальным и вечным радионуклидам. Криптон-87 может вызвать повышение электропроводимости атмосферы (грозы и проч.) вплоть до нарушения нормальной работы всех электронных приборов при продолжении накопления от АЭС. Йод, тритий и радий будут иметь вроде бы небольшие выбросы, но их кумуляция может происходить в экосистемах, и последствия могут быть очень серьезными для живых организмов (ЦЭПР).

5. Желательность предоставления общих сведений о произошедших авариях и инцидентах на существующих блоков АЭС “Ловииса” за годы их  эксплуатации и  их последствиях.

Это предложение делалось еще при зимнем обсуждении представителями российской общественности плана работ по “Ловиисе-3” Представление подобной информации может успокоить общественность относительно планов строительства будущей АЭС.

6.Необходимость более детального рассмотрения вопроса влияния водозаборов и  сбросов на морские экосистемы и более детальной оценки теплового загрязнения (ЗМ, ОПЭБ-СБ, ЦЭПР).

7. Еще во время первого обсуждения материалов проекта “Ловииса-3” обращалось внимание на целесообразность участия представителей общественности Северо-запада России (городов Выборг, Санкт-Петербург, Сосновый Бор, других городов и населенных пунктов Ленинградской области,  Республики Карелия и других территорий) в мероприятиях, проводимых для финской общественности разработчиками проекта АЭС “Ловиса-3” в рамках процедуры оценки воздействия данного проекта на окружающую среду (что предусмотрено пунктом 6 статьи 2 вышеуказанной Конвенции ЕЭК ООН).

Желательно, чтобы, по крайней мере, информация о дате и месте обсуждении проекта с финской общественностью была бы заблаговременно доступна для российской общественности, в частности, общественности Северо-запада России.  

 От имени представителей общественности России просим выразить благодарность финской стороне, в частности, фирме “Fortum” и Министерству охраны окружающей среды Финляндии за предоставление информации о проекте “Ловииса-3” на русском языке.

Представители общественности России высоко оценивают как проявление доброй воли сотрудничество финской Стороны с российской общественностью в рамках положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Стороной которой Россия еще не является».

Как это видно из всех трех вышеприведенных писем обращалось внимание на целесообразность участия представителей общественности Северо-запада России (городов Выборг, Санкт-Петербург, Сосновый Бор, других городов и населенных пунктов Ленинградской области,  Республики Карелия и других территорий) в мероприятиях, проводимых в рамках процедуры ОВОС для финской общественности разработчиками проектов (что предусмотрено пунктом 6 статьи 2 вышеуказанной Конвенции ЕЭК ООН). Однако, такой возможности российской общественности предоставлено не было.

Тем не менее, все три пилотных проекта по организации участия общественности в трансграничной ОВОС, проведенные на общественных началах с помощью электронных сетей Программы МСоЭС «ОиОВ» и РОС-ОВОС/IPNEIA, а также иных общественных электронных сетей, показали, что подобные обсуждения при должной организации вполне реально проводить в установленные разработчиком временные рамки.

Результаты обсуждения проекта «Ловииса-3» были использованы при разработке Руководства по участию общественности в ОВОС в трансграничном контексте (см. пункты 5 и 7 данной информации, а также сайты Конвенции ЕЭК ООН по ОВОС в трансграничном контексте (www.unece.org/env/eia) и Агентства «ЭКОТЕРРА».

7.Примеры участия общественности в трансграничной оценке воздействия на окружающую среду

Разработка Руководства ЕЭК ООН по участию общественности по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (см. соответствующую страницу настоящего сайта Агентства «ЭКОТЕРРА» и пункт 5 настоящей информации) основывалась на конкретных примерах участия общественности в трансграничной ОВОС, представленных экспертами – членами соответствующей Целевой группы ЕЭК ООН.

Были представлены следующие примеры:

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД)        
Представлен Татьяной Джаваншир (Азербайджан) и Гия Жоржолиани (Грузия)

Мост через реку Дунай
Представлен Даниэлой Пинэта (Румыния) и Жаклин Методиевой и Катей Пейчевой (Болгария)

Многоцелевая гидроэнергетическая система на реке Драва
Представлен Форис Эдиной (Венгрия) и Ненадом Микуличем (Хорватия)

Реконструкция Нарвской теплоэлектростанции
Представлен Вероникой Верш (Эстония)

Атомная станция «Ловииса-3»
Представлен Николаем Гришиным и Сергеем Тверитиновым (Россия) и Улла-Риитта Совери (Финляндия)

Представлен Лииной Ивало (Финляндия)

Линия электропередачи
Представлен Лииной Ивало (Финляндия)

Морской подводный трубопровод для транспорта углеводородов
Представлен Федерикой Ролле и Кармелой Биланзоне (Италия) и Ненадом Микуличем (Хорватия)

Кыргызско-Китайская бумажная фабрика
Представлен Гульфиёй Шабаевой и Татьяной Филковой (Кыргызстан)

Дночерпание в проливе Ла-Манш (Английском канале)
Представлен Джимом Бёрнсом и Роджером Геббельсом (Соединённое Королевство) и Георгесом Гуинэбль (Франция)

Все вышеуказанные примеры приведены в едином формате в качестве Приложения 2 к Руководству ЕЭК ООН по участию общественности в ОВОС в трансграничном контексте (см. сайт ЕЭК ООН (http://www.unece.org/env/eia/privet.html) или - в более удобном для пользователя формате - на соответствующей странице настоящего сайта Агентства «ЭКОТЕРРА»).

8.Электронный бюллетень «Вести Программы «ОиОВ» МСоЭС (2001-2004)

Информация, рассылаемая участникам Программы «ОиОВ» МСоЭС (в рамках электронного бюллетеня «Вести Программы МСоЭС «ОиОВ») и участникам общественных сетей РОС-ОВОС/IPNEIA, практически совпадает за одним небольшим исключением - рассылка по сетям МСоЭС имеет ограничение на объём (30Мб), поэтому по сети РОС-ОВОС/IPNEIA иногда рассылается более полная информация. Кроме того, не все участники РОС-ОВОС/IPNEIA являются членами МСоЭС (см. пункт 9 настоящей информации - как стать участником общественных сетей по ОВОС и Программы МСоЭС «ОиОВ»).

Содержание электронного бюллетеня «Вести  Программы МСоЭС «Общественность и оценки воздействия» («ОиОВ») и общественных сетей по ОВОС (РОС-ОВОС/IPNEIA) в 2001-2004гг.

12.05.2001 - 1. Стратегическая экологическая оценка (СЭО): 1.1.Начало разработки Протокола по СЭО к Конвенции ЕЭК ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. 1.2. МСоЭС о стратегической экологической оценке. 2. Для информации: возможность участия в бесплатных канадских семинарах повышения квалификации “Вопросы права и управления в ТЭК”

09.08.2001 - 1. Обсуждение Протокола по Стратегической экологической оценке (СЭО) к Конвенции ЕЭК ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. 2. Принята Директива Европейского Союза по стратегической экологической оценке

10.07.2002 - Информация о XXII конференция Международной ассоциации оценки воздействия (International Association for Impact Assessment – IAIA)

11.12.2002 - Завершается разработка Протокола по Стратегической экологической оценке (СЭО) к Конвенции ЕЭК ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

02.02.2003 - 1.Разработка Протокола ЕЭК ООН по стратегической экологической оценке завершена. 2. Новая экологическая политика Европейского банка реконструкции и развития. 3. Общественная экспертная комиссия по оценке воздействия - ?

07.03.2003 - СоЭС и Водная инициатива ЕС

24.04.2003 - 1.Протокол ЕЭК ООН по стратегической экологической оценке представлен на утверждение Внеочередному Совещанию Сторон Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. 2.Информация о Водной инициативе ЕС для стран СНГ

09.07.2003 - Более половины стран – членов Европейской Экономической Комиссии ООН подписали в Киеве Протокол ЕЭК ООН по стратегической экологической оценке

21.10.2003 - 1. Европейский Союз развивает регулирование экологических оценок (директива 2003/35/ЕС от 26.05.03). 2. Информация об экологических экспертизах на сайте МПР России. 3. Обсуждение программы «Общественность и оценки воздействия» на конференции МСоЭС

13.12.2003 - Подготовка Руководящих принципов участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

11.11.2004 - Руководство по участию общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

03.12.2004 - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) обсуждает с общественностью проект своей новой энергетической политики.

20.12.2004 - Международность МСоЭС (1): МСоЭС и водные дела ЕЭК ООН.


9. Как стать участником Программы МСоЭС «ОиОВ» и общественных сетей по ОВОС

            Любая организация или любой человек может безвозмездно получать от нас информацию по оценке воздействия на окружающую среду и сопутствующим вопросам для некоммерческого использования  этой информации во благо общества или своих целей. Члены МСоЭС автоматически получают наш электронный бюллетень «Вести Программы МСоЭС «ОиОВ» (см. пункт 8 настоящей информации). Как уже отмечалось ранее, информация, посылаемая участникам общественных сетей РОС-ОВОС/IPNEIA, иногда может оказаться более подробной, поскольку рассылка по сетям МСоЭС имеет ограничение на объём (30 Мб).

В связи с этим те члены МСоЭС, которые хотят получать более подробную информация, а также те, кто не является членом МСоЭС, могут направить нам письмо (Н. Гришину, а/я 100, Москва, 123423, Россия) или мэйл (ngrishin@online.ru) о включении в общественные сети РОС-ОВОС/IPNEIA, сообщив о себе самые минимальные сведения: название и статус организации (общественная, учебная, государственная, частная  и т.д.) и сведения о контактном лице (если письмо от организации),  фамилию, имя,  отчество, место работы и должность (по желанию), адрес почтовый и адрес электронной почты, а также те сведения, которые вы сочтете нужными сообщить (опыт участия в проведении ОВОС, общественной и государственной экологической экспертизы, преподавании ОВОС и т.д.). После получения нами такого письма (мэйла) вы будете получать более полную информацию по ОВОС (СЭО).

Всего доброго и удачи,

Николай Гришин,

координатор Программы МСоЭС «Общественность и оценки воздействия»,

руководитель Агентства «ЭКОТЕРРА»

координаты: а/я 100, Москва, 123423, Россия; электронная почта: ngrishin@online.ru